Ассессмент-центр (от англ. assessment centrе - центр оценки) – это метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик.
Центр оценки (ЦО) проводят для:
• прогнозирования эффективности работы в определенной должности, выявление сильных сторон, потенциала, областей развития;
• планирования обучения и развития, оценки эффективности обучения;
• формирование управленческого резерва;
• разработки мероприятий по повышению эффективности работы сотрудников Компании.
Преимущества ЦО для организации:
1) Объективная оценка индивидуального потенциала, не подверженная влиянию условий работы, оценок и склонностей руководителя.
2) Возможность узнать индивидуальную мотивацию (потребности, ожидания, цели, интересы), используя стандартные процедуры вне привычного рабочего окружения.
3) Возможность определить специфические сильные и слабые стороны каждого участника и использовать эту информацию для определения карьеры и развития.
4) Формирование группы резерва людей с высоким управленческим потенциалом, которые после соответствующей подготовки могли бы занять управленческие должности с высокой вероятностью успеха.
Преимущества ЦО для участников:
1) Равные возможности для демонстрации своего потенциала к продвижению независимо от нынешних рабочих обязанностей и результатов.
2) Лучшее понимание того, что делает менеджер и какие качества ему необходимы.
3) Возможность выразить свои интересы, цели и ожидания в отношении карьеры в условиях, специально созданных для эффективного использования информации.
4) Возможность узнать из обратной связи о своих индивидуальных сильных и слабых сторонах и общем потенциале для целей саморазвития.
5) Возможность принимать решения о своих личных планах на основе более обширной информации.
За счет специфики технологии, которая учитывает типичные ошибки восприятия и оценки, Центр оценки является наиболее объективным методом оценки.
Принципы ЦО:
• Основывается на анализе наблюдаемого поведения и результатов работы участников.
• Критерии оценки должны быть однозначны для понимания всеми участниками оценки.
• В процессе оценки условия работы у всех должны быть уравнены.
• Одновременно оцениваются несколько участников;
• Применяется несколько методов оценки для одной компетенции, что обеспечивает большую надежность;
• Участвуют несколько обученных наблюдателей.
• Фазы "наблюдения" и "оценки" удалены друг от друга во времени.
• После наблюдения информация интегрируется и оценивается по заранее выработанным компетенциям;
• Конфиденциальность информации: данные об участниках не сообщаются лицам, не включенным в круг доступа к информации;
• Материалы ЦО действительны в течение 2 лет (один период развития).
Что мы оцениваем в процесс ЦО?
Компетенции - репертуар поведенческих реакций, которые позволяют одним людям лучше отвечать требованиям работы, чем другим людям.
Пример оценочной шкалы:
Цель ЦО - определение уровня развития компетенций кандидата по сравнению с уровнем компетенций, необходимых для успешного выполнения работы.
Этапы Центра Оценки:
1. Определение цели оценки.
2. Планирование процедуры оценки.
3. Разработка критериев оценки – определение компетенций, положительных\отрицательных примеров и рейтинговых шкал.
4. Разработка оценочных процедур, формирование инструментария.
5. Подбор и обучение группы экспертов.
6. Проведение оценки, во время которой участники проходят ряд процедур.
7. Анализ и обобщение результатов, написание отчета.
8. Презентация отчета, обратная связь с участниками оценки.
Методы, используемые в ходе Центра оценки:
• Психодиагностические методики: тесты способностей, личностные опросники, проективные методики.
• Кейсы (организационно-управленческие игры).
• Ролевые игры (имитационные упражнения).
• Групповые упражнения (групповые дискуссии).
• Интервью.
Подготовка наблюдателей:
• информация о принципах ЦО, критериях оценки, шкале оценки, методах ЦО, принципах ведения записи, оценочных листах;
• маршрутный лист;
• отработка навыков практического наблюдения и анализа.
Форма отчета по результатам ЦО зависит от цели оценки:
Форма отчета |
Цель оценки |
Ранжирование списка сотрудников по каждому качеству |
Отбор кандидатов на вакантную должность |
Описательная характеристика с рекомендациями |
Формирование кадрового резерва, планирование развития персонала, при планировании организационных изменений |
Оценка степени выраженности профессиональных навыков и качеств по балльной шкале с рекомендациями по развитию и обучению |
Построение программы обучения |
Сроки предоставления отчетов варьируются от 1 до 2 недель в зависимости от цели оценки и количества участников ЦО.
Добрянская Д.В.
Телефон: | +7 923 155 50 58 | |
E-mail: | prodvigenietc@yandex.ru |